Skip to content
 

С Днём моряка-подводника!

Поздравляю с Днём моряка-подводника!

РПКСН системы «Тайфун»

Потому что значительной части тех, кто это прочтёт, тема флота небезразлична. Поздравляю.

Почему 19 марта? Сам только сейчас выяснил. Оказывается, в этот день 1906 года указом Николая II в классификацию боевых кораблей был введён новый класс – подводные лодки.

Что ж, обоснование солидное, как минимум не слабее обоснования 4 ноября…

И тут же в состав флота были включены 10 ПЛ типа «Дельфин». Первая из них была построена в 1904-м, но история российского подводного кораблестроения началась на 80 лет раньше.

Я не буду здесь поминать Ефима Никонова, который под покровительством Петра I строил деревянную ПЛ, хотя это вполне реальная попытка построить «работающее» судно, а не прожект на бумаге. Если интересно, посмотрите здесь. А я не буду, потому что ни одно из испытаний «потаённого судна» Никонова не увенчалось чем-либо таким, что было отдалённо похоже на успех или хотя бы давало надежду на таковой в будущем.

А вот генерал-адъютант Карл Андреич Шильдер построил свою лодку на Александровском литейном заводе и испытал её 29 августа 1834 года. Лодка маневрировала на глубине и довольно благополучно «возвратилась на базу».

Подводная лодка Шильдера
Модель ПЛ Шильдера в Военно-морском музее в Питере. Фото из ЖЖ Эдуарда Волкова (спасибо!)
Жалко, что не видно наконечника гарпуна и бочки с порохом, подвешенной к нему. Зато видны провода к электрозапалу

Главным недостатком было, естественно, отсутствие механического двигателя. Четыре гребца качали рукоятки четырёх гребков типа «утиная лапа». Гребки были вроде книжки переплётом вперёд: при ходе вперёд (холостом) «обложки» складывались, а при ходе назад (рабочем) раскрывались, вставая на ограничители и обеспечивая таким образом «упор о воду». Понятно, что к движению такого аппарата как-то даже неловко применять слово «скорость». Хоть Шильдер и рассчитывал достичь 2 км/ч, на испытаниях больше 0,7 км/ч получить не удалось.

Зато у лодки был корпус из котельного железа, балластная цистерна, что-то типа перископа, мина, взрываемая по проводам электрическим током (а на втором экземпляре – и гарпун для пришпиливания мины к борту вражьего корабля). И были даже расположенные побортно трёхтрубные ПУ для пороховых ракет, которыми можно было стрелять из надводного и подводного положения.

Водоизмещение первого варианта было 16 с лишним тонн, это уже кое-что… А что касается двигателя, так сам Шильдер всё это дело понимал и думал о том, как бы приспособить на лодку электрический двигатель. Основания у него были: знаменитый профессор Якоби в 1838 году экспериментировал на Неве с «электромагнитным ботом»…

Следующего свершением на этом пути (я говорю только о России!) был корабль Ивана Фёдоровича Александровского. Это было действительно свершение, и это был действительно корабль. Лодка Александровского имела водоизмещение 352 тонны, а подводное – 362. Кто дерзнёт сказать, что это не корабль?! Но главное – лодка имела механический двигатель. Точнее, два – две машины, работающие на сжатом воздухе, для хранения которого имелись баллоны, рассчитанные на давление до 100 атмосфер.

Подводная лодка Александровского
Подводная лодка Александровского. Ничего, что изображение не Бог весть, зато это фото прямо из того времени

Автором силовой установки был очень известный тогда конструктор Владимир Степанович Барановский. Каждая машина работала на свой гребной винт, а мощность у них была – по 117 л.с.! Другое дело, что, как пишут, давление в баллонах при испытаниях редко превышало 35 атмосфер, так что скорость была получена «непрактичная» – полтора узла.

О дате: лодка была переведена в Кронштадт для испытаний в 1866 году.

Пневматические машины давали ещё одно преимущество: отработавший в них воздух поступал внутрь лодки. У экипажа всегда было, чем дышать, поскольку воздуха было даже больше, чем нужно, его избыток просто стравливался за борт.

В одном из испытаний лодка пробыла под водой 16 часов! Огромная величина для тех лет… Эти 16 часов она провела на глубине 30 футов, причём команда не только дышала, но и курила, и топила самовар. Ещё и свечи жгли…

Оружием служили две мины, соединённые между собой чем-то гибким. Надо было подойти под дно атакуемого судна, отпустить мины, они всплывали, перемычка охватывала киль объекта, а мины прижимались к его бортам. Лодка отходила на некоторое расстояние, и мины взрывались электрическим импульсом по проводам.

Кроме величины и пневмомашин, ПЛ Александровского отличалась ещё одним прогрессивным новшеством: балластная цистерна продувалась сжатым воздухом – так, как до сих пор это делается на всех ПЛ мира.

В 1869 году лодка Александровского даже участвовала в смотре Балтийского флота. Её приняли в казну и ввели в состав Минного отряда. Но не использовали и даже почему-то решили не заниматься её доводкой.

Может быть, и зря. Про лодку Александровского знают многие, а вот про его торпеду – не очень. А ведь он предложил её проект ещё в 1865 году, на год раньше, чем Уайтхед запатентовал свою. Между прочим, самодвижущаяся мина Александровского была названа им «Торпедо»… Она развивала 10 узлов скорости, тогда как патентованное изделие Уайтхеда – 6-7 узлов.

Представляете, если бы удалось довести ПЛ до практически пригодного состояния и вооружить её торпедой Александровского? Конечно, в открытом море она бы действовать не смогла, но разве мало было у нашего флота забот по защите своих баз и вообще побережья во время Русско-турецкой войны 1877-78 годов? Вот тут бы лодки Александровского могли очень пригодиться – ведь пригодились же минные катера Макарова.

Русско-турецкая война подтолкнула к раздумьям над подводными лодками другого великого русского изобретателя, Семёна Карловича Джевецкого.

Первая его лодка, проект которой он начал делать в 1876 году, была совсем маленькой и приводилась в движение педалями по типу велосипедных. Оружием опять была мина, которую единственный член команды должен был прикрепить к неприятельскому кораблю, продев для этого руки в резиновые рукава, приделанные снаружи наблюдательной башенки. Лодка испытывалась на сдесском рейде, мина была успешно прикреплена к цели и взорвана.

В войне ПЛ Джевецкого использована не была, флот потерял к ней интерес, заявив, что лодка хуже, чем корабль Александровского. Зато заинтересовалось военное ведомство, в ответственности которого была тогда оборона береговых крепостей. Третий вариант лодки, длиной около 6 метров и с экипажем из четырёх человек, был построен для этого департамента в 1879-81 годах серией из 50 единиц!

Подводная лодка Джевецкого
ПЛ Джевецкого, третий вариант (крупносерийный). Опять плохонькая фотография, но хотя бы виден винт и рули. Рым на носу видите? Это следствие концепции применения: доставить на корабле в район боевых действий, спустить, потом опять поднять из воды на палубу. Прямо как макаровские минные катера и их знаменитая «матка» – пароход «Великий князь Константин»

Удачные новшества: два перископа, значительно более совершенные, чем у Шильдера; и – внимание! – система регенерации воздуха. Оружие – опять всплывающие мины.

34 лодки были отправлены в Севастополь, 16 – оставлены в Кронштадте.

В 1886 году задача обороны приморских крепостей отошла к морскому ведомству, и оно исключило из списков лодки Джевецкого.

Шестой проект Джевецкого рассматривался в Морском техническом комитете в 1892 году. Это было уже судно водоизмещением 120–150 тонн с раздельной силовой установкой: паровая машина в 300 сил для надводного хода и 100-сильный электродвигатель – для подводного. Вооружение – торпеды в наружных торпедных аппаратах решётчатого типа, разработанных Джевецким. Конструкция аппаратов оказались весьма удачной и впоследствии использовалась не только в разработках самого Семёна Карлыча. Глубина погружения должна была составить 20 м.

Морское ведомство не прельстилось и этим предложением. А вот на международном конкурсе во Франции в 1896 году проект был признан лучим…

***

А «Дельфины», принятые в состав флота императорским указом в 1906 году, – это конструкция нашего выдающегося кораблестроителя Ивана Григорьевича Бубнова. Помогал ему капитан 1 ранга Беклемишев – первый боевой командир русских подводников.

Это была уже совсем современная ПЛ; точнее, современная схема ПЛ. Бензиновый двигатель надводного хода мог работать на генератор, заряжая аккумуляторы (в шестом проекте Джевецкого аккумуляторы были сами по себе). Водоизмещение – как у миноносца начала 1890-х годов: 113 тонн (подводное – 135,5 т). Вооружение – 2 торпеды в аппаратах системы Джевецкого.

«Дельфин»
«Дельфин»
«Дельфин». На верхнем рисунке мне что-то не нравятся аппараты. Какие-то они не решётчатые… Их вообще как бы нет, а есть какие-то бугели, что ли… В общем, не старались ребята. Но мы ведь не аппараты изучаем…
А на фото, что внизу, можно видеть выхлопную трубу мотора, которая перед погружением убирается внутрь корпуса

Лодка погружалась на 55 м, развивала на поверхности 9 узлов при дальности 243 мили, под водой – соответственно 4,5 уз и 28 миль. В экипаже – два офицера и 20 матросов.

Всё, граждане, это уже вполне боевой корабль.

И дальше мы не пойдём. Потому что это только поздравление, а про подводный флот будем рассказывать в другие разы.

* * *

Морская тематика:

Что нам «Бисмрк»?

Скептикам в посрамление

1000 боеголовок у США и России. Война продолжается

Подводные ракетоносцы Союза

Флот адмирала Риковера

К Дню ВМФ, или Как мы два раза становились вторыми (серия)

«Белфаст», Англия

Немного о крейсерах вообще и о «Белфасте» в частности

И нет ничего нового под луною

На защите морских рубежей Отчизны…

Обложение с моря. (Разоружение — 9.2)

К 104-летию со дня рождения HMS Dreadnought

Проклятые вопросы нашего времени. «Мистраль»

Написать отзыв

CAPTCHA изображение
*