Skip to content
 

Извиняюсь за дезинформацию

Четыре составляющих «Созвездия»
Все четыре составляющих «Созвездия»

Готовлюсь к Дню космонавтики. Хочу успеть написать про пилотируемый корабль и ракету-носитель, которые на данный момент объявлены следующим поколением российских средств доставки людей в космос. В числе прочего, смотрю, что написал по космосу раньше.

И что же вижу? Вижу, что дезинформировал вас в статье, посвящённой этому же празднику в прошлом году!

Это ужасно.

Я там написал, что «твердотопливный носитель тяжелого класса (20 тонн грузоподъёмности – это тяжёлый класс), насколько я знаю, до сих пор не сделал никто. И не собирается».

Соврал! Точнее, легкомысленно доверился текущему уровню своей информированности. А он как раз в этой области снижается – я же ушёл из аэрокосмического КБ, и «самотёком» такая информация ко мне уже не поступает.

А на самом деле я прошляпил, ни много, ни мало, американский носитель «Арес-1», разрабатывавшийся в рамках гигантской программы Constellation («Созвездие») – грандиозного плана создания техники для полётов на околоземную орбиту и дальше, на Луну и на Марс.

Основные фигуранты программы – шестиместный пилотируемый корабль «Орион» (раньше, пока не дали имя собственное, назывался CEV); лунный модуль (для торможения возле Луны, посадки на неё и взлёта оттуда) «Альтаир» (ранее – LSAM) и две ракеты-носителя: тяжёлого класса «Арес-1» и сверхтяжёлого – «Арес-5».

Так вот, первая ступень «Ареса-1» как раз твердотопливная! Она представляет собой капитально переработанный твердотопливный ускоритель шаттла! (см). То есть НАСА как раз собиралось сделать «твердотопливный носитель тяжелого класса», причём именно для запуска людей!

«Арес-1-Х»
Старт «Ареса-1-Х»

Более того, не просто собиралось, а худо-бедно сделало! «Арес-1» – единственная позиция из поименованной выше четвёрки, которая была доведена до стадии лётных испытаний. Его, пусть ещё экспериментальный, прототип, «Арес-1-Х», успешно стартовал 28 октября 2009 с мыса Канаверал.

Дальше начинается «но, правда,…»

Но, правда, такая концепция носителя победила отнюдь не без борьбы. И доставила ужасную кучу забот своим создателям. И, уже реализованная, обещала столь тяжёлые проблемы при эксплуатации, что, как я понимаю, путь от «Ареса-1-Х» до серийной конструкции должен был быть ещё очень и очень долгим. И неизвестно, привёл бы куда-нибудь или оказался тупиковым.

Я говорю «бы», потому что тупиковой была признана вся программа «Созвездие» в целом. Ну, может быть, «тупиковая» – слишком сильное слово; однако «по совокупности причин» программа эта была недавно закрыта. Такая новость прошла 1 февраля этого года.

Как бы то ни было, «Арес-1» был спроектирован, склёпан и полетел. То есть, как бы то ни было, я лопухнулся. НАСА всерьёз собиралось сделать твердотопливный носитель. И отказ он «Ареса» не означает обязательно отказ от твёрдого топлива в таких носителях – я имею в виду, тяжёлых и предназначенных для вывода пилотируемых кораблей.

Я лопухнулся, и я извиняюсь.

А про программу «Созвездие» скоро выйдет большая, в двух номерах, статья в «Технике-молодёжи». Планируем на №№ 4 и 5. Рекомендую прочитать, кому интересно; автор – настоящий эксперт в этом вопросе. Статья очень информативная и, поверьте, очень увлекательная.

***

Тема космоса:

Каким быть космическому кораблю XXI века?

Прошло 30 лет, и нам опять хочется на Луну

Трудности и надежды «космического каботажа»

И снова здравствуйте

Мои поздравления Европейскому космическому агентству!

Просто помечтать, или кто кого обманет?

Кто кого обманет, вторая серия

В 90-е годы мы тоже создавали новую космическую технику

Ракета на заднем дворе

И не важно, есть ли у ракеты задний мост

Полетел шестой турист, и вообще всё в порядке

Три романтики Байконура

Написать отзыв

CAPTCHA изображение
*