Skip to content
 

Т-50 и вообще новые типы тактических истребителей

Т-50 в первом полёте

Я тут спохватился: вдруг вы думаете, что я пропустил такое событие, как первый полёт нового самолёта Сухого? Который – пятого поколения?

Нет, конечно, не пропустил. Удивился, это да. Мне казалось, что до этого ещё далеко. «Это» – это полёт образца, создаваемого по программе ПАК ФА – перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации. Даже не казалось, я был скорее в этом уверен.

В конце 2008 года редактировал серьёзную статью о будущем авиации. Первый номер 2009-го у нас шёл под девизом «2020» – что будет в разных областях науки и техники в 2020 году.

Естественно, в таком журнале, как наш, да у такого редактора, должна была быть статья о будущем авиации.

Естественно, в статье было про боевые самолёты. Вопрос пятого поколения затрагивался, но не мог быть рассмотрен сколько-нибудь подробно просто из-за ограниченного объёма статьи при заданной широте охвата авиационной тематики. А мне досадно: ну как это, про пятое поколение не поговорить? И я сделал врезку – кратчайший обзор по последним сделанным и делаемым образцам. Маленькую врезочку, немного текста и дюжина мелких картинок.

И ещё я тогда же начал писать большую статью для журнала «Что нового в науке и технике» – про технологию «стелс» в авиации. Известно, что «стелс» – один из признаков и, я бы сказал, краеугольных камней того, что называют пятым поколением.

И для врезочки, и для статьи я, естественно, шарил по легкодоступным источникам (а для статьи – и не самым легкодоступным) в поисках сведений о работах по пятому поколению вообще и по технологии «стелс» в частности, в том числе и отечественных. Интересно, что то, что я нашёл по второму пункту, укрепило мои сомнения по поводу первого.

Далеко не всё ясно с пятым поколением. Начиная с того, что в принципе подразумевается под этим определением.

Я попробую написать что-то небеглое на эту тему, но вот прямо сейчас, экспромтом, не получится. А прямо сейчас я вывешу эту самую врезочку, с некоторым редактированием и добавлениями. Подчёркиваю: это не прямо по пятому поколению. Это по тем образцам истребителей, которые делались, сделаны и делаются в качестве замены для основных машин сегодняшних авиапарков тактической авиации.

***

Новейший европейский истребитель «Тайфун».

«Тайфун»

Разрабатывался по программе «Еврофайтер», порядка полутора сотен таких машин (это на конец 2008 года, не забудьте!) уже поставлено на вооружение ВВС Германии, Великобритании, Италии, Испании. Самолёт также закуплен Саудовской Аравией. Конечно, эти машины будут летать в 2020 году (опять же, помните, что номер назывался «2020»?); но к пятому поколению их можно отнести лишь по некоторым критериям.

***

Истребитель F-22 «Рэптор».

«Рэптор»

Создан компаниями «Локхид Мартин» и «Боинг» по программе ATF (Advanced Technology Fighter – истребитель перспективной технологии). Эту машину безусловно относят к пятому поколению истребителей, и как таковая на сегодня она единственная, реально состоящая на вооружении реальных ВВС.

***

Другая американская программа, JSF (Joint Strike Fighter – единый ударный истребитель).

Х-32
F-35

Нацелена на создание самолёта более лёгкого, чем «Рэптор», и специализированного преимущественно на ударах по наземным целям. К тому же, в некоторых из своих планируемых ипостасей, способного вертикально взлетать и садиться – хотя это не является обязательным требованием к пятому поколению. В борьбе с боинговским прототипом Х-32 (верхний) победило детище той же «Локхид Мартин», именуемое F-35 (нижний). Но и с ним далеко ещё не всё понятно…

***

Для противодействия ATF в СССР начали разработку «истребителя 90-х годов» – программу МФИ (многофункциональный истребитель), увенчавшуюся полётом микояновского «изделия 1.42/1.44» (два верхних фото).Ещё один перспективный проект – С-37 «Беркут» компании «Сухой» – создавался на базе другой концепции, содержащей ряд требований, соответствующих признакам пятого поколения.

МФИ 1.44
МФИ 1.44
С-47

Однако сегодня ясно, что ни та, ни другая машины не станут прототипами российского «противовеса» F-22. (То есть это было ясно уже в 2008 году). Да, на Су-47 (нижнее фото в паре), который является продолжением «Беркута», отрабатываются конструкторские решения, могущие найти применение в самолёте пятого поколения, но сам он остаётся всё же экспериментальной машиной. Будущее «1.44» вообще туманно, поскольку РСК «МиГ» на данный момент в работах по принципиально новому «большому» истребителю участия не принимает. (Ну, и теперь, после первого полёта, уже вряд ли примет).

***

Эти работы ведутся в рамках программы ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации), и сосредоточены они в компании «Сухой».

Теперь опять напоминаю, что основной текст здесь датируется концом 2008 года. Читая дальше, обратите внимание: я действительно тогда не нашёл в доступных источниках более или менее верной информации о ПАК ФА. Это – одна из составляющих удивления, испытанного мной при широковещательном объявлении о первом полёте Т-50. Ясно, что шпиёны знали больше, но от широкой публики «Сухому» удалось своё детище достаточно успешно спрятать.

Здесь дам много картинок, ведь это главный герой поста. Итак, возвращаюсь к старому тексту.

Облик будущего воздушного бойца пятого поколения пока окончательно не сложился, в публикациях можно встретить различные варианты проекций, а разница в художественных изображениях ещё больше.

Судя по всем этим картинкам, машину предполагают похожей то на американский «Рэптор», то на С-47, то на более или менее консервативное развитие архитектуры Су-27… Впрочем, сотрудники компании «Сухой» дают понять, что реальное изделие будет выглядеть иначе.

Сегодняшний комментарий. Теперь мы видим, что, действительно, Т-50 совершенно не похож на С-47, совсем не похож на F-22 и сильно отличается от Су-27, как и от «горизонтальных трипланов» на основе последнего. Из всех приведённых картинок больше всего на реальный самолёт похожи проекции, которые на синем фоне. В них, между прочим, отражена очень важная особенность: широко разнесённые мотогондолы, а между ними – большой отсек вооружения. Это роднит Т-50 с «Рэптором», и это отчётливый признак технологии «стелс»: уйти от внешних подвесок, до последнего стараться упрятать всё потребное в данном задании вооружение внутрь фюзеляжа.

***

Есть у нас и другая программа: ЛФИ, лёгкий фронтовой истребитель. С концепцией этого самолёта у нас ясности ещё меньше, чем у американцев – с их JSF, с которым в некоторой степени можно сопоставлять нашу лёгкую машину. Очевидно, истребитель будет иметь один двигатель.

ЛФИ в исполнении РСК «МиГ» очень напоминает уменьшенный МФИ 1.44 (верхний); у «Сухого» рассматривался горизонтальный триплан по типу Су-34 (нижний), только меньше и, как сказано, однодвигательный.

***

В своё время предложения по ЛФИ давали и разработчики ОКБ им. Яковлева (рис ?15); Видимо, главным основанием для этого было требование вертикального и укороченного взлёта и посадки, изначально присутствовавшее в программе JSF. И яковлевцы «продвигали» свой Як-43 – дальнейшее развитие первого в мире сверхзвукового самолёта вертикального взлёта Як-141 (верхнее фото – Як-141).

Як-141
Як-43 (слева) в сравнении с F-35

Кстати, обратите внимание: на проекции Як-43 (слева) показан рядом с F-35 (справа). Не правда ли, они похожи? И в этот раз сходство говорит не в пользу «американца» – ведь Як-141, предок 43-го, начал летать задолго до начала работ по программе JSF.

***

Всё, кончилась старая врезка, и кончился данный пост. Мы ещё вернёмся к пятому поколению. А перед тем я, наверное, помещу здесь статьищу про технологию «стелс» – я уже получил разрешение от редакции «Что нового…».

***

Авиационная тематика на блоге::

Отдельный завод специально под самолёт для миллионеров?

«Эклипс» 500: и не достаточно, и не необходимо

С “Суперджетом” всё более или менее в порядке

Передовица к Дню Победы

Кто на свете всех быстрее

Хантайка-2: штрих к работе местных авиалиний

Деньги на ветер?

Беспилотник по журналистской схеме «утка»

Неубиенная мечта человечества

Как начинался воздушный эшелон ядерной триады

Сообщения о МАКС-2009: 1, 2, 3, 4, 5, 6

Издалека, долго…

6 комментариев

  1. BDFY:

    Творение Сухого это вообще ведро с ржавыми болтами. Баки текут, АФАР работает «неадекватно», потом он горел, потом двигатели изрыгали пламя, многое из написанного так и осталось бы тайной, но индусы молчать не стали. Тут ещё и корабельная модификация Су Т-50 пока существует даже в виде концепции, в общем мягко говоря проект «забуксовал» и ладно бы двигатели, так там проблемы хором накинулись на Погосяновское творение. Ну так им и надо: Сами себя «лидерами» провозгласили, ну раз вы всезнайки лидеры, так и тяните эту лямку, и чтобы жалоб не было, вы же лидеры, а лидеры не жалуются. Ситуация осложняется тем, что Сухому надо штурмовик подготовить, перехватчик 30 метровый подготовить, (очень сложная тема перехватчик), беспилотник, и самолёт 6 поколения. Вот пусть у Сухих штаны и преют. А то что, планировали переход на моноистребительную авиацию (читай Сухой в ответе и за ПАК ША, ПАК ФА, ПАК ДП, так это отменяется. В следующем 2016 году покажут лёгкий МиГ скорее всего тот, что на картинке, хоть с одним двигателем но всё же, лучше чем вообще ничего. Далее последуют другие самолёты 5 поколения. Следите за новостями.

    • master:

      Не разделяю панихиду по Т-50. Сегодня любая машина по полтора десятилетия делается. Погосян, конечно, тот ещё деятель, но над самолётом-то не он работает.

      А вот насчёт моноистребительной авиации согласен. Вроде и есть такая тенденция — сокращение типов, — идёт по миру; но не до единственного же типа. Дай бог удачи МиГу! Особенно — однодвигательному.

  2. Профессор:

    В предыдущем комментарии много недописанного про Су Т-50. 5 лет он летает, и ни разу ракеты из внутренних отсеков не отстреливал. После первых полётов трещины по фюзеляжу расползлись. До сих пор не знают что делать с изделием 117С (самая большая проблема Су т-50) Проблемы с авионикой не все компоненты спроектированы и установлены. Путину типа «летающую лабораторию» представили, а там самолёт абсолютно «пустой» пустышка. Для нас наглое враньё, и президент тоже это враньё проглотит ну мы же предупредили «летающая лаборатория» я тоже рот раскрыл, но теперь я знаю что такое летающая лаборатория. В жизни всегда срабатывает принцип бумеранга. Сначала он бьёт по конкуренту, а потом возвращается и бьёт в лоб хозяина, чтоб не запускал, куда не следует запускать. Одно сплошное разочарование. Теперь в Минобороны думают: Зачем им этот «полуфабрикат» да и цена у него $ 82 000 000. Вот пусть и думают, на хрена им нужно это творение. Ему даже 9 мая над красной площадью пролететь ЗАПРЕТИЛИ. ПЕРЕСТРАХОВАЛИСЬ.

    • master:

      Ну, вот, то же самое.

      <5 лет он летает…>. Ну и ничего. Пусть летает. Еврофайтер «Тайфун» первый полёт совершил в 1994-м, а серию строить начали в 2003-м. Всей Европой строили… Может, и Вы подождёте четыре годика?

      Движок – вообще самая «долгая» часть самолёта. А уж авионика… да после провала 1990-х – первой половины 2000-х… Сделают, не беспокойтесь.

      < Путину типа «летающую лабораторию» представили…>
      Всю жизнь руководству показывали самое последнее, что только что летать начало. Я был на авиапарадах 1961 и 1967-го, помню и Ту-22, показанный за год до начала серии, и «истребитель с изменяемой стреловидностью», который потом стал МиГом-23, – его показали вообще через месяц после первого полёта. Так что с Т-50 никто никого не обманывал. Так положено.

      А над Красной площадью – а зачем? Есть МАКСы – достаточно. Про машины «Армата» мы говорим, что – опытная серия, и показываем на параде. А Т-50 – опытные экземпляры, это совсем другое дело. Им на авиасалонах – место, а на общевойсковых парад – рановато. Авиапарад – другое дело, это тогдашний аналог нынешних авиасалонов.

      А вот цена… Вот это разговор, да. С этой точки зрения Т-50 может и ошибкой оказаться. Американы вон тоже остановили производство «Рэпторов», хотя вначале собирались много построить. Да и история с шаттлом и «Бураном» о чём-то подобном говорит… Да, тут проблема есть.

  3. BDFY:

    Так над красной площадью пролет это же ГОРДОСТЬ но в основном для народа… Цена уже увеличилась с 82 миллионов долларов до 90 миллионов долларов естественно. Двигатель 5 поколения как утверждают эксперты будет готов в 2027 году. Но одно можно точно сказать… его будут модернизировать…несмотря на предельную загрузку ОКБ Сухого. Да и заказ срезали с 52 до 12 машин. Это очередная пища для размышлений. Да и скорее всего будет на испытаниях МиГ ЛМФС. Ведь закупки Т-50 меньше будут… надо чем то компенсировать нехватку 5 поколения истребителей.

    • master:

      Цена… Цена, боюсь, и ещё увеличится. Куда деваться, теперь «бюджетных» истребителей не бывает. Оценку сроков по двигателю я такую не слышал — это не к тому, что я Вам не верю. Если это правда, то, действительно, печальный факт. С другой стороны, он в известной степени оправдывает сегодняшнее уменьшение закупок. А там посмотрим.

      Да, не зря я удивлялся, что как-то быстро у нас появился истребитель 5-го поколения — я где-то писал об этом удивлении. Чудес не бывает… Но и панихиду служить я бы не стал :)

Написать отзыв

CAPTCHA изображение
*