Skip to content
 

Кэмерон не собирался показывать рай!

Этак с месяц назад все вы, наверное, видели новость в связи с фильмом «Аватар». Она была на первых страницах поисковиков на слово Аватар, на десятках, а может, тысячах разных ресурсов. И везде практически слово в слово.

Ну да не в этом дело. Я ещё тогда хотел на неё отреагировать, но как-то замешкался, отвлёкся… А ведь это одна из любимых моих тем для резонёрства. Тема эта называется «Критика золотого века».

Новость (см. например) сообщает о том, что тысячи чудаков впадают в депрессию от того, что не могут попасть в «чудесный мир Пандоры». Видят сны про эту «фантастически прекрасную реальность». А один даже написал, что у него возникли мысли о самоубийстве: мол, помру и реинкарнируюсь в пандорианца. И он этого хотел. Не опасаясь последствий.

Велика сила современных технологий. 3D-сказки превращают постпубертатных девушек и юношей, а, наверное, ещё и кого постарше, в малых детей, пленяющихся красотами какого-нибудь Чунга-Чанга. Дети-то, понятно, не думают о том, что жизнь длиннее сказки. Но те, кто повзрослее – могли бы подумать, а?

Не один я люблю заглядывать за конец сказки. Вот, поглядите, отрывок из Бушкова, из книги «Рыцарь ниоткуда» (могу напутать с разбивкой на предложения и абзацы, но слова все бушковские):

…Никто не заглядывал в те будни, что простираются за словами «Тут и сказке конец».

А это ещё не конец, там обязательно должно что-то происходить, ведь живы положительные герои и даже часть отрицательных, и удачливому принцу причитается полкоролевства, а спасённой принцессе не обойтись без законного брака, она же не подзаборная какая-нибудь и не кухаркина дочь. Голова дракона (или тролля) валяется в пыли под забором на заднем дворе, куда её откатили пинками кухонные мужики, чтобы не мешала таскать с ледника говядину и запечатанные жбаны. У царевны (или принцессы) нет ни одного приличного платья, и нужно её срочно обшивать. Старшие сыновья на стенку лезут от злости, и их вполне можно понять: они, скорее всего, старательно и серьёзно готовились к восшествию на трон, изучали экономику, финансы и военное дело, пока младшенький в обществе говорящих серых волков болтался за тридевять земель (к тому же наверняка без паспорта и подорожной, так что дипломатам теперь отписываться не одну неделю).

Министры ломают голову, как надлежащим образом разделить королевство пополам, не разрушив устоявшихся хозяйственных связей, не задев границы баронских владений и общинных выпасов. Если там есть биржа, она на всякий случай паникует, и курсы иностранных денежек скачут самым причудливым и идиотским манером. Простонародье, усмотрев реальные шансы на лишний уик-энд, гуртуется в кабаках и у дворцовых ворот – вдруг выкатят бочку? Один папаша-король на радостях надрался и тискает фрейлин.

А сам принц сидит в горнице и понемногу начинает соображать, что начинается скучная будничная жизнь, потому что спасённая принцесса, став законной супругой, чёрта с два отпустит освобождать других принцесс и рубать драконов, ибо женщины невероятно практичны.

В общем, болото, не зря же умница волк предупреждал, что больше они не увидятся.

Так это ещё про сказку из средневековой жизни. А тут тоскуют по планете, на которой люди ещё не вылезли из пещер (ну, не слезли с деревьев, если угодно). Знаете, что в неолите 25-летний человек считался стариком? Что у них таких зубы были до корней сточены от грубой пищи, перемешанной со всяким хламом? А как воевали первобытные времена? Фильм Мэла Гибсона про майя помните? «Апокалипто»? Зря говорят, что он наврал. У этих центральноамериканских индейцев так и было. Они воевали, чтоб брать пленников, а пленников брали, чтоб принести в жертву своим богам. Кто не верит, книжки почитайте.

Воюют даже буддисты, а посмотрите на заветы их учителей.

И, если вы мне скажете, что не заметили в жителях Пандоры признаков агрессивности, жёсткости, стремления к первенству, некоторой даже ксенофобии, – думаю, вы слукавите. Или не захотели замечать, или забыли, как второстепенное. А этот их обряд инкорпорирования в охотники? Когда надо птеродактиля обуздать? Люди с лошади падают и разбиваются, а с него в воздухе упасть – кирдык несомненный. Как думаете, все кандидаты справились? Почти то же самое, что в Спарте, когда плохоньких младенцев в пропасть бросали. Жестокий это мир, ребята.

Или, наоборот, вам это симпатично – как же, какие красивые, герои! Гордые, самоотверженные, авантюрные… Но ведь надо понимать, к чему ведёт наличие этих качеств. Все отношения в биоценозе, вся человеческая история нам показывает, к чему ведёт. К подавлению низших членов иерархии высшими. И у людей это подавление осуществляется ещё более жестоко, чем у животных. Ну, может быть, за исключением последних веков, и то только в Европе. А так – чем дальше в древность, тем страшнее методы подавления.

И то, что Кэмерон этого всего не показал, не означает, что этого у пандорианцев нет. Просто он же сказку рассказывал. Зачем в сказке показывать, как Иван-царевич холопа плетью бьёт? сказка-то не о том. Ну и ладно, посмотри сказку, но впадать-то в депрессию зачем? То есть: нельзя всерьёз принимать, инфантильно это, чтобы не сказать хуже.

Красиво, да. Очень-очень красиво. Но разве это «чудесный мир», да ещё для современного городского подростка, который и корову-то живую, может, не видел? лопату в руках не держал? Да там же сплошная борьба и опасности. Ну, а выпадешь из этого ихнего спального гамака? Если ребёнок, или престарелый? Или сон плохой приснился, или муравей укусил? Дёрнулся, выпал, и будешь со своей летающей скалы падать семь километров, орать в ужасе…

Или с птички своей навернёшься при резком манёвре. Или другая птичка сожрёт, деться-то тебе некуда со спины своего верхового археоптерикса. А может и своя закусать, если что не по ней или у неё, скажем, течка началась. В такой ситуации и верблюд убить может, смотрите у Айтматова…

И вообще – зверюки. Неужели они никогда никого не… завтракают? Если собирались Джейна Салли съесть, значит, в принципе пандорианцев едят. Ну, эта девушка как-то обошлась, телепатией, что ли? – не помню или не понял. Но ведь в другой раз может и не повезти. Врасплох застанут, или будет этот шестиног слишком голоден, чтобы внимать внутреннему голосу, или она невзначай его детёныша раздавит. Или не она раздавит, а он на неё подумает…

Да бог ты мой, глисты заедят. В широком смысле – паразиты. Паразиты везде есть, закон жизни, – а пенициллина-то нет. Со зверьём, у которого головной мозг есть, ещё, наверное, можно как-то договориться, или протелепатировать. А как договоришься с глистом? с пауком, сколопендрой? с кишечной палочкой?

Ребяты, не зря же планету Пандорой назвали. Исключительно зловещее имя. Кэмерон просто не стал всего показывать, ему не нужно и он, разумеется, не обязан. Хотя, впрочем, показал. Этот, кувалдоголовый, поздоровее мамонта будет, а злой, судя по всему, как африканский буйвол (в детстве читал, что самые злобные животные – буйволы, потом, вроде, павианы, потом леопарды… как-то так). Что у этих мастодонтов, не знаю, а у остальных – зубы, даже у «птичек». То есть плотоядные они, и весь тот мир должен развиваться по законам плотоядного мира.

Вместе с тем я не увидел никаких признаков, что режиссёр хотел показать счастливую утопию. Что мы видим? Грозная красота пандорианцев. Грозная, опасная даже красота природы. Немного мистики. Трагический конфликт, воодушевление, объединение, беззаветная, мастерская, геройская борьба. Славная победа и… «тут и сказке конец».

А что за концом – и Бушков, и я попробовали показать. Я бы не назвал эту реальность «фантастически прекрасной». И уж точне не «чудесным миром».

***

Но какова сила 3D! И вообще компьютерных видеотехнологий! Знаете, даже как-то страшновато становится.

Знаю, что это тривиально, но скажу, очень уж хочется. Я уже заходил на эту тему – тему «виртуального перекоса». Но тогда я говорил о том, что хорошо бы, если бы юноши возможно раньше узнавали, что всякие вещи и предметы создаются в материальном мире, а виртуальный есть только одно из средств создавания.

А теперь хочется сказать о беспрецедентных возможностях, представляемых виртуализирующимся миром для манипуляции людьми. Это ведь даже не пропаганда, не индоктринирование, как раньше. Радио и газеты могли действовать только через кору больших полушарий, только словами, – и то, если кому всерьёз надо, тот своего добивался. Будь то Ленин, или Гитлер, или сенатор Мак-Карти. А теперь речь о снах, о депрессиях. Это уже подсознание. Влияние на порядок глубже.

И возникает антиутопия, тоже вполне тривиальная. Скоро, через пару поколений, люди разделятся на две касты: сладеньких придурков, живущих в виртуальных грёзах, и вменяемых, более или менее циничных практиков, которые будут видеть реальность и манипулировать придурками. Коих, придурков, будет огромное большинство.

Впрочем, может быть, тут-то как раз все и станут счастливыми?

Всё, высказался. Полегчало. Спасибо за вашу терпимость. Обещаю не делать это часто. Обещаю делать это редко.

Раньше об «Аватаре»: 1, 2

9 комментариев

  1. Аноним:

    Так, пистоны у Тома Сойера отобрал, вместе с нашим детством, теперь отобрал у нас волшебный мир Пандоры. Ненавижу опять.

  2. master:

    Ну почему опять? Пистоны-то не я отбирал…
    А ещё можно сказать словами черепахи: будете ругаться, вообще никуда не пойду!

  3. Scaner:

    Обожаю автора блога! Обожаю его комментарии, если они не про технику! С такой недетской серьезностью разбирать реакцию людей на фильм «Аватар»…
    Такая простая, примитивная сюжетная идея фильма- и так универсально задевает совершенно разных людей. Читаешь прессу- и хихикаешь… Конечно, способ воздействия неотразим: 3D, режиссер- глыба, все супер… Но ведь это только техника воздействия. А цель воздействия- ну такая простая… Молодой парень решил испытать себя, стал военным- это ведь по-мужски? А стал неудачником. Инициация мужчины не состоялась. И вот он получил шанс выбраться из неудачников. Прошел все этапы новой инициации. От момента, когда снова стал видеть детские сны, он постепенно прошел путь беспомощного придурка- охотника- всадника- воина. И остался жить в мире, где воин, бескомпромиссно живущий в полную силу, может ощущать всем телом дивный мир вокруг, умеет летать, а деревья вокруг- большие-пребольшие… Мы все начинали жить с широко открытыми детскими глазами, каждый прошел свой путь, и отношение к миру изменилось. Но каждый хранит свой источник сил, очень индивидуальный внутри, но если его задеть- он вылезает наружу и хлопает широко открытыми глазами… Кэмерон хорошо задел, качественно. И вот после фильма инженер с высунутым языком и неуемной энергией демонстрирует свой источник, балдеет от классных машин и- критикует, мол, я лучше могу. Женщины- капают слезами (они всё очень хорошо чувствуют ). Бойцы- пренебрежительно фыркают, мол, сказки для сопливых, вот мы… Люди, нас всех привели в наш «секретный сад». Всех вместе и каждого отдельно. А чтоб голов много не посрывало- главные герои сделаны синими и хвостатыми, так полного слияния идентичности не случится… И при чем тут рай?
    А Пандора- значит «всем одаренная», у неё все есть. Сама она не страшная, а даже красивая. Просто после того, как она открывает свой ящик для человека- ему приходится жить в реальном мире и полностью самому. В запасе она оставляет только надежду.

  4. master:

    Да, наверное, всё правильно. Просто я живу в других координатах, «кочка зрения» у меня другая. Может, об этом стоит пожалеть…
    А может, всё другая, другая, а изредка и такая выглянет. Потому что фильмом-то я впечатлился, просто беспрецедентно, небывало впечатлился. А потом просыпаюсь — где? да на своей кочке, конечно.
    И потом, хорош смеяться. Я ж предупредил: я человек желчный, не завистливый, но по характеру вредный. Придирчивый, опять же… Ну зачем об этом лишний раз говорить?
    …Очень красивый текст, спасибо.

  5. master:

    Только насчёт Пандоры… Мы знаем, что Хиросима — это такой город. Только, когда говорят «хуже, чем в Хиросиме», воспринимаем совершенно однозначно. Так и с Пандорой: самый известный образ, с ней связанный — её ящик со всякими бедами. И по-другому она уже не воспринимается. Разве что в результате специального усилия.

  6. admin:

    Ура, ура! Владимир опять придрался, на этотразк комментарию! Не спустил Сканеру Пандоры, молодец!

  7. Scaner:

    Присваивать образу Пандоры свойства её ящика- это покруче, чем Beatles по напевам Рабиновича изучать. Я думаю, что в данном случае важны детали, изложенные в первоисточнике. Чем лучше детализирован первичный замысел- тем легче воспринимать нынешнюю реальность. Пандора- первая женщина, жена титана. Она из любопытства открывает запретный ящик с напастями, (заготовлены они не её стараниями)- и мир людей перестает быть райским. Другая первая женщина, Ева, тоже нарушает запрет, и по собственной воле начинает первый акт познания. И опять врата рая на земле навсегда закрываются для людей, теперь их воля определяет жизнь на земле. Вроде, эту женщину мы уже не боимся?
    Каждого человека в реальный мир, полный и радостей и горестей, приводит его первая женщина. А уж её мы все любим.
    Ну вот такое свойство есть у женского начала- знакомить человека с реальностью. Так не страшно?

  8. master:

    Цитата:
    Пандора — первая женщина, по воле Зевса сотворенная Гефестом В НАКАЗАНИЕ ЛЮДЯМ.
    Источник:
    mythology.sgu.ru, точнее:
    http://mythology.sgu.ru/mythology/linc_personag/pandora.htm
    В наказание, а не для знакомства с реальностью. Думаете, в тех условиях, строго детерминированных Зевсовыми замыслами, ящик у неё мог появиться случайно? Это вряд ли…

  9. Scaner:

    Да уж, спорить сложно. Был замысел Зевса- наказать, им же созданы инструменты и исполнитель воли. Все случилось по воле Зевса- а люди соединяют имя Пандоры со своими бедами.
    Другие люди снесли одним ударом город- ужасно! А воспоминание об ужасе склеилось с названием города, но не с именами громил. Красивая, божественная игра- подставить другого отдуваться за свои дела… И в обоих случаях посьрадавшие и перепуганные люди вцепились в ложную цель, упустив главных героев…
    Я говорил о роли Пандоры, не о высшем замысле. А реальность- она не всегда сладкая. Беды- часть реального мира, и перечисленные мной дамы все равно знакомят нас с этой стороной реальности. Это их роль, предназначение, и исполняют они её хорошо.

Написать отзыв

CAPTCHA изображение
*