Skip to content
 

Рутан, раз сказал, – сделает!

SS2

Ну вот, мистер Берт Рутан вместе с сэром Ричардом Брэнсоном выкатили натурный образец своего суборбитального туристовоза, «Спейс Шипа Ту», или, как они там пишут, SS2. Именно натурный образец, макет они показали уже почти два года назад.

Молодцы они всё-таки, оба молодцы. Рутан – уникальный по современным меркам конструктор, создающий уникальные, необычные, порой с запредельными свойствами самолёты. Брэнсон – эксцентричный миллиардер, бравшийся за более чем проблемные дела и вытягивавший их. И, с другой стороны, не боящийся такого запредельного венчура, как космическо-туристический бизнес. Ведь он финансировал всё: от космического аппарата до частного космодрома в пустыне Мохаве.

Вы знаете, что такое Брэнсон?

Его предки были графами, четыре века подряд они заканчивали Итон. Сам Ричард в школе учился плохо. Школу он бросил и основал с другом своё первое дело: журнал «Студент». Это было в 1967 году. Ребята просто писали вопросы знаменитостям, и один из пяти им отвечал. Они получили интервью у Жана Поля Сартра, Мика Джаггера, Джона Леннона… Причём не заплатили им ничего!

Ну, а дальше Брэнсон начал создавать свою империю «Вирджин». По подсчётам журналистов, в неё сейчас входит порядка 280 компаний. Одним из самых гиблых – и самых знаменитых – дел Брэнсона считается история с английскими железными дорогами – их тогда называли позором нации. Он вложил в них большие деньги, снизил цены на билеты, истребил как класс опоздания поездов – и получил 42 млн фунтов прибыли!

Брэнсон

Вот он, сэр Ричард, с макетиком «Спейс Шипа»-2

Его служащие называют его по имени. Атмосфера в его компаниях оценивается как «творческий сумасшедший дом». Он платит немного, но даёт исключительные возможности карьерного роста. Его любят. За что – можно понять, например, отсюда. В своё время он основал компанию по воздушным перевозкам. Была жестокая конкуренция, всякие честные и нечестные дела. Как-то раз он отсудил у конкурента, «Бритиш Эруэйз», 610 тыс. фунтов и… раздал их поровну всем сотрудникам! Получились пустяки, по 166 фунтов на брата, но… я б пошёл за таким начальником, не оглядываясь.

Его называют по-разному, но его уважают, любят и верят ему. Не только сотрудники – в 1999 году он получил звание рыцаря, такое просто за «клёвый парень» не дают.
А ещё он мастер эпатажа, большой эксцентрик. Но не хочу больше пересказывать, кому интересно, посмотрите здесь.

А Рутан… Рутан – мой любимый персонаж. Уже давно, больше двух лет назад, я написал про него статью для «Техники – молодёжи», тогда я ещё здесь не работал. Причём написал много, пришлось с большим трудом сокращать, и то пришлось делить на две публикации. Времени прошло много, думаю, уже можно разместить статью здесь – исходную, большую. Вот вскорости и начну, ясное дело, порциями.

Как известно, в 2004 году Рутан выиграл так называемый Х-приз – об этом уже есть на блоге, например, вот здесь. Выиграл его при помощи системы, состоящей из сверхоригинального по форме самолёта-носителя «Белый рыцарь» (White Knight, WK) и космоплана «Спейс Шип»-1 (SS1), тоже очень необычного вида. «Белый рыцарь» затаскивал «Шипа» на высоту 22–24 км, и дальше тот летел на своём ракетном двигателе, опять же нетривиальном, потом по инерции, до высоты 110 м. Там, дав трём туристам минуты 3-4 насладиться видом и невесомостью, поворачивал к земле, планировал, тормозя, и садился на аэродром. А не более чем через две недели полёт должен был повториться.

Собственно, я кратко изложил требования Х-приза. Рутан его выиграл.

Вот он, «Спейс Шип»-1, на картинке: на взлёте, подвешенный под «Белым рыцарем», и на посадке, сам по себе.

SS1 на WK1
SS1 собственной персоной

Сие благородное дело сэр Брэнсон ещё не финансировал. Но, увидев, что получилось, сразу заказал Рутану флот из шести космопланов и стал строить космодром в Мохаве, Калифорния. Пишут, что космотуристический флот обойдётся (или обошёлся) ему в $400 млн, только я не знаю, собственно флот из пары «Рыцарей» и шести «Шипов» или вместе с космодромом. И собирается миллиардер не призы сшибать, а ставить коммерцию: возить туристов по $200 тыс. за билет. И собирается начать это делать в 2011 году. И сделает. Эта парочка всё сделает, что запланировала.

«Спейс Шип»-2 не тот, что «Шип»-1

SS2, пока макет

Он больше, пассажиров не трое, а шестеро, высота прыжка не 110 км, а 140, соответственно, больше время пребывания в невесомости.

И «Белый рыцарь»-2 (WK2) не тот, что первый «Рыцарь». И везёт он «Шипа» не до 24 км, а до 34 – а это уже по-любому высокое достижение, таких самолётов в мире раз, два и обчёлся, чтоб такой большой статический потолок. Ну, или почти статический: может, он и делает горку, но с такими длинными крыльями большую инерцию не наберёшь. Он уже год как летает, так что мы можем рассматривать не макеты, а фото: в полёте и на земле.

WK2
WK2

Интересный самолёт, да? Необычный, как всё «от Рутана». Вот я спрошу у главреда и начну вывешивать статью. Будет это не быстро, так как вот уж где точно нужно вешать картинок – чем больше, тем лучше.

Ждите-с.

7 комментариев

  1. admin:

    Я жду от этого не туризма. Я жду от этого, что они сделают лёгкий носитель, который будут вешать вместо обитаемого корабля. Сотню килограм на низкую орбиту он закинуть сможет. Дальше — бум спутниковой связи, хотя, конечно, сотни кил маловато для полноценного «связиста» — но чтоб движение в этом направлении. И очередной виток информационной революции — децентрализация сетей и их вседоступность.

  2. Аноним:

    Говорить «сэр Брэнсон» все-таки не стоит. После «сэр» принято говорить или полностью имя(имена) + фамилию, или только имя (причем последнее нисколько не фамильярно).

  3. master:

    На (1). Согласен с энтузиазмом в таком направлении. Не совсем ясно, кто «они», которые будут делать лёгкий носитель. Хотя польза от пуска с Белого рыцаря немалая. Насколько я себе представляю, пуск с 34 км экономит процентов 30 потребного топлива для ракеты. Ты, кстати, не владеешь этими цифрами?
    Да, так нужен инвестор. И тут что-то не наблюдаю активности; может, именно я не наблюдаю? Ведь лёгкие носители существуют, почему бы на них этот бум не реализовать? Или ты действительно ждёшь решительного снижения стоимости, в разы?

  4. master:

    На (2). Согласен. Я в курсе. Это просто такая блоговая лёгкость стиля…

  5. admin:

    Да, жду снижения в разы. И не столько от Рутана, сколько от Falcon. Не знаю, правда, насколько ожидания обоснованы. Я бы на их месте задумался бы о разнообразии применения — туристы, народ ненадёжный.

  6. Аноним:

    На (4): Но тогда может быть, четыреставосьмидюймовая винтовка — тоже легкость стиля? Может, они все знают, просто прикалываются?

  7. master:

    За такие приколы гнать надо. Это ж ТВ. Да и не похожи ни на прикольщиков, больно серьёзные. Склонности к лёгкости стиля в этой программе также не наблюдается.
    Или вот так, внезапно, неожиданно…

Написать отзыв

CAPTCHA изображение
*