Skip to content
 

«Чёрный ворон». Продолжаем наблюдение

Первая

Предыдущая

В начале ноября автор и организатор проекта суборбитального космоплана «Чёрный ворон», Александр Воронин, побывал на международном симпозиуме «Космос и глобальная безопасность человечества». И держал там доклад. Кроме того, мы сделали-таки статью в «Технику – молодёжи», небольшую, в одну полосу. Выйдет она в 12-номере, и после этого я напишу более или менее подробно про аппарат и вообще ситуацию. А здесь хочу привести пару штрихов из рассказа Александра о симпозиуме.

Проходил он на Кипре, был международным, но в основном там были наши и «бывшие наши». В основном теоретики: какие бывают в космосе опасности и как нам от них защититься. Но, вообще-то, уровень был ничего: сам Перминов присутствовал и докладывал (если кто не помнит: Анатолий Перминов – руководитель Роскосмоса).

Обсуждений по докладам почти не было, время было очень зажато. Обсуждения шли в основном, как говорится, в кулуарах. Вот в кулуарах и были разговоры про космоплан.

Из рассказа Александра я сделал вывод, что замечания впрямую по делу он получил только от космонавта Арцебарского. Там были несколько «узконаправленных» замечаний и одно стратегическое – космонавт посоветовал обратиться на фирму Сухого, проконсультироваться с ними, сможет ли носителем космоплана быть Су-30. Действительно, МиГ-25 и даже МиГ-31 машины неновые, хватит ли их «жизненной перспективы» на время эксплуатации «Чёрного ворона» – не факт. А Су-30 – это на четверть века как минимум…

А вот разговоры с профессорами-академиками меня позабавили. Потому что очень ожидаемы.

Ему сказали: э-э-э, вы делаете машину на уровне технологий 1970-х–80-х годов! Это, конечно, обеспечивает минимальный технический риск, но… старые технологии… Вот мы знаем технологии… Если нам дадут финансирование, мы сделаем лучше вашего!

А? Знакомо? У них есть какие-то гипотетические технологии, в которые надо вложить немеряные бабки, и неизвестно ещё, что получится. А скорее всего, ничего не получится, – «тому в истории мы тьму примеров слышим». Песня обычная: дайте денег, мы сделаем супер-дупер. Таким вот образом, похоже, и мясищевцы делают свой проект – сначала его называли С-ХХI, теперь М-91. И ведь им денег давали, это известно, их финансировала знаменитая Space Adventures. Уверен, что по американским меркам – пустяк; но по нашим-то немало.

Кстати. Рутан, по некоторым сведениям, затратил на свою систему – (самолёт-носитель плюс суборбитальный ракетоплан SS1) – 60 млн долларов. Конечно, цифр я не знаю, но думаю, что мясищевцы в сумме получили сравнимые деньги. Только вот Рутан выиграл Х-приз, а что успели на ЭМЗ? Что имеем, кроме деревянного макета? Причём макет-то относится к системе С-ХХI с носителем М-55 «Геофизика»; а в М-91 носитель – ВМ-Т, и суборбитер другой, значительно более крупный. Значит, для сегодняшней системы даже макета нет.

Если у кого есть больше информации – напишите.

Ну, и у академиков на симпозиуме та же песня: финансирование.

А парень, то бишь Воронин, сам ищет инвесторов, и своих денег вложил уже немало. И делает машину с таким расчётом, чтобы она реально полетела в обозримом будущем. Потому что ему надо не коллектив кормить, не НИРы открывать, а сделать аппарат и возить туристов. Конечно, делает на базе известных, более того, сохранившихся в живом виде технологий, иначе всё уплывёт в светлое послезавтра, где и утонет.

А ему говорят: почему бы вам не поставить на аппарат прямоточный двигатель? Как хорошо: разгонитесь в атмосфере на кислороде воздуха, не надо окислитель возить, в массе выиграете… А где он, этот двигатель?! Ага, найти институт, где такие двигатели со Второй мировой разрабатываются, разработать технические предложения, потом техническое задание, потом организовать НИР, потом ОКР, с испытаниями стендовыми и лётными, с опытными сериями; потом завод подобрать, чтоб он построил целый технологический комплекс, сделал на нём два десятка движков и был доволен…

Нет, Воронин предпочитает уже имеющийся ЖРД, причём фирма-изготовитель будет рада заказу на небольшую серию, потому что всё, или почти всё, что необходимо для производства, уже имеется. Но это, конечно, «старые технологии»…

***

P.S. А вот нашёл сообщение из весенних, сего года, «Новостей космонавтики»:

Сообщается, что ЭМЗ имени Мясищева подписал контракт на проведение НИОКР на создание авиационно-космической системы М-91 для космического туризма. Инвестор работ не называется, хотя известно, что это «ответственная и крупная» отечественная компания, а на НИОКР будет затрачено около 500 млн долларов.

Комментарии, конечно, излишни, но не могу удержаться.

Всем видно? Сумма – около 500 млн долларов. Конечно, этот ракетоплан значительно больше рутановского, но ведь 500 млн – это только НИОКР. И это сейчас так сосчитали, что в конце концов получится, ещё неизвестно.

А Рутан за 60 млн — слетал!

А инвестор? «Ответственная и крупная» отечественная компания. Уж не госкорпорация ли какая-нибудь? Уж не призрак ли «освоения бюджета» замаячил перед нами? В офисе госкорпорации о пиле не говорят…

13 комментариев

  1. Scaner:

    Статья читается удивительно приятно, т.к. о давно знакомых и многократно встреченных явлениях. Хотя явления и люди, их генерящие, сами по себе легко могут ввести в депрессию, и даже кинуть.
    Хочу попросить о консультации master’a.
    Т.к. Вы в авиционной технике, судя по всему, давно, не могли бы Вы проконсультировать по аэродинамике ЛА с несущим корпусом и управлением пограничным слоем? Может, есть знакомые?
    Я наткнулся на статью в «ПопМеханике» о ЛА ЭКИП, и вспомнил про давно отложенный вопрос, хочу его прояснить.

  2. master:

    Я попробую. Формулируйте вопрос, лучше подробно. Есть у меня как минимум один знакомый, который, думаю, способен квалифицированно ответить. Другое дело, захочет ли… Но по-любому, сначала — вопрос.
    И напишите, как Вы хотите — чтоб с формулами или по возможности «на пальцах».

  3. Scaner:

    Тогда не вопрос, а вопросы, шаг, за шагом, сначала совсем простые.
    1. Преимущества расписаны, некоторые недостатки понятны- без включенного двигателя летает не очень хорошо, пограничный слой неуправляем. Какие еще подводные камни могут быть (или уже были встречены)?
    2. Дальше с формулами: при каких размерах- массах преимущества наибольшие и почему.
    3. Есть ли ПО, накотором относительно быстро можно «пощупать», как это работает. Или книги- статьи, которые позволят быстро (за месяц…два) повести оценочные расчеты размеров, скоростей, масс, необходимых мощностей двигателя- системный расчет провести…
    В общем, это скорее развернутая консультация.

  4. master:

    Боюсь, так не совсем ловко получится. У меня этой статьи из «ПопМеха» нету, у человека, который потенциально может ответить, тоже, скорее всего, нету. Не могли бы Вы что-нибудь придумать, чтобы мы смогли ознакомиться со статьёй?

  5. master:

    Отлично. Теперь прочту сам и прикину, что спросить дополнительно у Вас и с чем обращаться к консультанту.

  6. Scaner:

    Консультант откликнулся?

  7. master:

    Я его ещё не «окликал». К сожалению, не так уж свободно со временем… финальная стадия очередного номера журнала. А мне ведь надо самому прочесть. Но я этим займусь, через несколько дней. Подождите, ладно?

  8. Scaner:

    ОК, понимаю. Бумажный завал- хуже лавины.

  9. master:

    для Scaner. Переговорил я с консультантом — его в городе не было. Он согласен, только просит написать вопросы более или менее упорядоченно. Я на днях напишу. А Вы, если хотите, можете дать здесь свой вариант перечня вопросов. Не гарантирую, что именно его я покажу консультанту. Потому как я надеюсь сделать из его ответов полноценный пост, а тут уж моя рука — владыка.
    Короче, можете дать вопросы сейчас, можете доверить это дело мне, а потом посмотреть, всё ли прояснено, что Вас интересовало. И, если не всё, уже тогда задать вопросы.

  10. Scaner:

    Начните Вы. Упорядоченность моих мыслей не стала выше, чем в п.3. А там я немного продвинусь в вопросе- и добавлю, что смогу.

  11. master:

    Начал. Послал консультанту вопросы. Пока жду принципиального согласия — будет ли он на них отвечать. Именно на них.

  12. Scaner:

    А я пока читаю статьи по управлению пограничным слоем. Их, увы, немного.

Написать отзыв

CAPTCHA изображение
*