Skip to content
 

Извещение к «Дню ВМФ, продолжение 2»

Вставил картинки в вышеупомянутый пост.

Красивые всё же они, корабли переходной эпохи. В данном случае – переходной от паруса к пару. Посмотрите на эту четвёрку: «Баян», «Крейсер», «Вестник», «Рында»… Прямо видно, как потихонечку, медленно из парусника рождается пароход…

Что же касается миноносцев, хочу сделать одно замечание. Хотя, как сказано в подписи к «Батуму», он сделан в Англии и по английским чертежам, приоритет в создании мореходных миноносцев принадлежит нам. Вот он, первый в мире мореходный носитель самодвижущихся мин – миноносец «Взрыв». Построен по отечественному проекту, на питерском заводе Берда, заложен в 1877 году и в том же году спущен на воду.

«Взрыв»

Видите – прямо небольшая шхуна. Высокий нос, седловатая палуба, 134 тонны водоизмещения… Минные катера, миноноски – мелкие судёнышки тонн до 30 водоизмещением и строились, и использовались многими; в частности, широкую известность получили действия таких катеров во время Гражданской войны в США. Но они были малы, не держались даже на небольшом волнении, а применять к ним слово «автономность» вообще некорректно. И вот наши первыми в мире сделали по-настоящему мореходный миноносец, способный оторваться от берега и атаковать в открытом море.

От классической формы корпуса скоро отказались, стали делать палубу выпуклой (называется – карапасной), чтобы захлестнувшая её вода быстрее скатывалась. Нос стали не задирать, а, наоборот, делать полого спускающимся к форштевню, что не взлезал на волну – всё равно на большую не влезет, – а «протыкал» её. Мачты убрали – кораблику нужно как можно быстрее двигаться под парами, и то, без чего не пойдёшь под парусами – килеватость, приличная осадка, – оказалось не просто ненужным, а мешающим. Точнее говоря, мачты не убрали, а «свели к минимуму» – за ними осталась функция сигналопроизводства. Впрочем, по одному косому парусу, на аварийный случай, на мачтах миноносцев 1880-х–1990-х можно было поставить.

Что получилось – смотрите на «Батум» в Продолжении 2 (ссылка наверху).

А «Взрыв» стал отправной точкой на пути, приведшем к «Современному», «Шеффилду» и «Спрюенсу». И ведущем куда-то дальше.

На картинке – ЭМ «Безупречный» типа «Современный» (проект 956)

«Безупречный»

Написать отзыв

CAPTCHA изображение
*