Skip to content
 

Мои поздравления Европейскому космическому агентству и лично EADS!

Итак, европейцы запустили, наконец, своего «Жюля Верна».

Я сказал «наконец», но я тут же скажу: молодцы! Потому что приятно видеть, что кто-то последовательно выполняет очень крупную космическую программу. Это ж стыдно сказать: где наша «Ангара», хотя бы одна из ряда намеченных конфигураций? Где «Клипер»? Где «Онега»? Да хотя бы обещанная глубокая модернизация носителя «Союз»? Про МАКС я уж и не спрашиваю…

Впрочем, в отношении нашего традиционного заатлантического соперника это «где?» справедливо едва ли не в большей степени. Притом что на свои «где» американцы, в силу несравненных финансовых возможностей, и истратили несравненно больше. Одна только программа маленького пилотируемого ракетоплана HL-20, закрытая в начале 1990-х годов, стоила НАСА более чем 10 лет трудов и 2 млрд долларов. А до этого был чрезвычайно амбициозный одноступенчатый космический самолёт «Венчурстар»; а после этого – 4-местный «Orbital Space Plane», который должен был выводиться на орбиту по старинке, одноразовыми носителями «Дельта» 4 или «Атлас» 5, но садиться всё же по-самолётному. CEV, о котором идёт речь теперь, очевидно, будет-таки построен, но это в принципе почти та же капсула, что и «Аполлон», и «Союз».

Однако это другая тема – что же всё-таки будет представлять собой пилотируемый космический корабль следующего поколения. Здесь я хотел лишь сказать, что рад за Европейское космическое агентство, поставившее перед собой реалистическую цель и достигшее её.

Но и моё «наконец-то» в начале этой заметки тоже обосновано. Потому как по исходным планам первый старт первого корабля типа ATV (Automated Transfer Vehicle), каковым и является наш именинник «Жюль Верн», был намечен на сентябрь 2004 года. Во всяком случае, так говорил в начале лета 2003-го Ален Фурье-Сикр, глава представительства ESA в России.

Наступил сентябрь того года, и что мы увидели? На Международной космической станции (МКС) полным ходом идут работы по оборудованию её для стыковки с европейским автоматическим грузовиком. Сообщается, что 3 сентября (напоминаю, это про 2004 год) Геннадий Падалка и астронавт США Майкл Финк за 5,5 часов работы установили три антенны (для передачи телеметрии и приёма команд), в то время как нужные для стыковки лазерные отражатели уже установлены, а оставшиеся три антенны будут устанавливать Салиджан Шарипов и американец Лерой Чиао – следующий экипаж МКС. Срок же старта «Жюля Верна» теперь называют – октябрь 2005 года.

И вот так продолжалось до 4.03 по Гринвичу (7.03 по Москве) 9 марта 2008 года, когда ракета-носитель «Ариан-5» модификации ES ATV оторвалась от стартового стола космодрома Куру во Французской Гвиане.

Ну, ладно. Всё хорошо, что хорошо кончается. ATV полетел, и это действительно важное событие, дающее новую перспективу международной станции и тем, кто заинтересован в её полноценной работе. Потому как эта перспектива была поставлена под серьёзнейшую угрозу катастрофой шаттла «Колумбия» 1 февраля 2003 года.

И это большой прорыв для франко-германского космического концерна EADS – разработчика и изготовителя большого (общая масса 19 т, полезная нагрузка до 9 т) автоматического грузового космического корабля.

Добавить в MemoriЗабобрить эту страницу!Добавить в news2.ru

Написать отзыв

CAPTCHA изображение
*