Skip to content
 

МАКС-2009, сообщение 4

Начало

Предыдущее

Глаза в глаза...

Наконец, о тех экспонатах, которые вызвали у меня удивление и недоумение – в хорошем смысле этого слова, разумеется.

Потому что не всегда слова «я не понимаю этих ваших…» означают, что «эти ваши» – идиотизм. Иногда они означают ровно то, что сказано: я не понимаю. Вот это я имею в виду, говоря про недоумение в хорошем смысле.

Действительно, я не понимаю.

Вот эта «рожа» в начале статьи, равно как и фото под этим абзацем, – это небольшой, но, как видим, реактивный, самолёт от КБ «Современные авиационные технологии» – КБ САТ.

Классический ракурс

Форма – очень-очень, даже крыло с обратной стреловидностью, и наплывы у него в передней части недетские. Мне сразу вспоминается F-18, у него такие наплывы были едва ли не центральной «изюминой» аэродинамики. На них, как объяснялось, генерируются вихри, что позволяет самолёту летать с очень большими углами атаки. И он для своего времени был в этом отношении действительно выдающейся машиной.

Разработчики СР-10 позиционируют своё детище несколько туманно: «реактивный учебно-тренировочный самолёт, предназначенный для обучения и участия в соревнованиях по самолетному спорту». Правда, на сайте написано «…ведёт разработку нового реактивного учебно тренеровачного самолета…». Понимаю, опечатка, точнее, три опечатки в одной паре слов – дефис-то они тоже забыли; но надо бы поаккуратнее, зачем, рекламируя себя как передовых, высокотехнологичных, – зачем так подставляться?

В общем, подробности про КБ САТ и СР-10 смотрите на сайте, хотя их там совсем немного. А табличку с характеристиками я сфотографировал:

Характеристики

На одном из Интернет-ресурсов (ссылка будет ниже, там, где про ЛТХ) о самолёте, в частности, написано: «В цепочке подготовки лётчиков СР-10 предлагается в качестве второго самолёта после самолёта первоначального обучения; по мнению конструктора, для освоения данного самолёта достаточно иметь первоначальную лётную подготовку на самолёте Як-18Т».

Так что же, СР-10 – это соперник Яку-130 (фото см.)? То есть ребята из КБ САТ рассчитывают потеснить эту машину, которую делало огромное (по сравнению с САТ) КБ с 70-летней историей, которое с довоенных времён специализируется на учебных и спортивных самолётах, которое с них и началось? И это КБ делало Як-130 лет пятнадцать, делало не просто «из головы», а в соответствии с согласованными с ВВС требованиями и по их прямому заказу. Хотят потеснить Як-130, который сам не без труда победил в соревновании, опять же многолетнем, с МиГ-АТ, – а МиГ ведь это тоже не у Пронькиных…

Ох, сомневаюсь я…

Изометрия
Боковая проекция

Если хотите сравнить ЛТХ, то посмотрите СР-10 здесь, а Як-130 – здесь. Я же скажу, что, даже если бы у СР-10 скоростные, маневренные и прочие характеристики были сравнимыми – а они сравнимы далеко не все, – то всё равно ВВСам сейчас не нужен «промежуточный» (между поршневиком первоначального обучения и боевой машиной) самолёт с нормальной взлётной массой 2400 кг, а максимальной – 2700 кг. Это значит, что на СР-10 практически ничего нельзя подвесить. Это значит, что самолёт, при самом лучшем раскладе, можно применять только для «чистой» лётной учёбы.

А ВВСам нужен учебно-боевой! Сейчас всем нужны учебно-боевые, в том и дело, мы об этом уже говорили. Поэтому видим у Як-130: нормальная взлётная масса 6350 кг, а максимальная – 9000 кг. И вес боевой нагрузки – 3000 кг. И семь точек подвески для неё. К тому же ясно, что в 6,5 тонн нормального взлётного веса можно засунуть значительно более совершенные системы управления, навигации, индикации, наведения оружия и пр., чем в 2,5 тонны. А на таком самолёте, если он для ВВС, надо учить не летать, а летать и применять оружие, да не просто применять, а примерно так, как это делается на «настоящем» тактическом истребителе. Вообще, можно ли, имеет ли смысл готовить человека к полётам на 20- или 35-тонном истребителе, посадив его на 2,5-тонный УТС? Опять же, дальность полёта в 1850 км – вряд ли лёгонький СР-10 сможет столько. И потолок у него в два раза меньше, а для тех, кто учится на истребителя, это не пустяк.

Моё мнение таково, что вот эта избыточная лёгкость с гарантией подавляет имеющиеся у СР-10 преимущества в ЛТХ. В первую очередь это скорость вращения (крена), у него она у него какая-то запредельная – 7 радиан в секунду, то есть более оборота в секунду. Я не знаю, как «вертится» Як-130 на наивыгоднейшей для этого занятия скорости, равно как и не знаю, для какой именно скорости указаны эти 7 рад/с. Нашёл, что при М = 0,6 (это порядка 700 км/ч, вполне «боевая» скорость) Як-130 показывает 14°/с; ясно, что на меньшей скорости он сможет раза в три больше. Говоря попросту: думаю, у него этот параметр таков, что годится для подготовки к маневрированию на истребителе, иначе его не стали бы принимать на вооружение. Да и не видно, с чего бы ему вращаться медленнее Су-27: 130-й компактнее, площадь элеронов, ясное дело, достаточна.

А 7 рад/с – это для воздушной акробатики…

Кстати, об акробатике. Насколько я понимаю, сегодняшние соревнования по пилотажу на реактивных машинах не слишком похожи на таковые на машинах поршневых. Как раз темповой акробатики в них значительно меньше. Акробатика – это для Су-26, Як-52 и подобных «Злинов» и «Пайперов». Вот тут поворот вокруг оси в мгновение ока хорошо смотрится и, наверное, высоко оценивается. А реактивный пилотаж – это нечто другое, мы ж все можем это видеть раз в два года в Жуковском. И для него вроде бы никто специальных машин не строит, или я не прав? Национальные пилотажные группы ведущих авиационных держав летают на боевых и учебно-боевых самолётах; неужто «неведущие» станут тратиться на специальные? Разве что отдельно взятые фанаты-миллионеры.

Ну, то есть, я хотел сказать, что не очень понимаю перспективу продаж СР-10 в качестве спортивно-пилотажной машины.

Этот пост – не насмешка, не сатира. Вполне вероятно, в КБ САТ есть прекрасные специалисты, способные и спроектировать, и испытать, и сертифицировать, и подготовить производство. И машина красивая, слов нет. И летать будет так, как обещают…

Наконец, вид сзади

Только сегодня жёстко действует правило, я его уже где-то произносил, и ещё буду произносить: сегодня ход имеет не то, что МОЖНО сделать, а то, что НУЖНО делать, да и из этого далеко не всё. Типичный пример – все эти проекты космических многразов, от «Дайна Сор» до «Клипера»: вон их сколько было и есть, а летать в ближайшие лет 40 будут на капсулах, каковые и составят следующее поколение пилотируемых космических аппаратов.

***

Удалось написать только об одном «загадочном» экспонате. Значит, будет продолжение.

Написать отзыв

CAPTCHA изображение
*