Skip to content
 

Немного о МАКС-2009

Сходил я на МАКС, конечно.

Черный ворон

Что сказать? Заметно беднее, чем прошлый, во всяком случае, по части аппаратов на стоянке. Интересное дело – человек. Вот, вроде, осуждаю: победнее. А в прошлые разы думал: ну что толку всё одно и то же показывать? Ребята решили: не будем, пожалуй, одно и то же; ну хоть подсократим. И я тут же ворчу: бедно, бедно…

Как бы то ни было, я с авиасалона никогда не ухожу разочарованный. В этот раз, если говорить о стоянке, меня порадовали несколько исторических экспонатов и несколько малопонятных (не в осуждение!) изделий. Вроде того, что вот на этой картинке.

Аппарат на картинке называется «Чёрный ворон». У хвоста – его создатель, А.Н. Воронин, один из главных или самый главный. Я с ним переговорил, взял кое-какие материалы, посмотрю их, может быть, созвонюсь, – в общем, выясню и, если интересно, напишу. Пока же скажу, что аппарат предлагается в трёх вариантах: самолёт; беспилотник; космоплан. То, что здесь снято – это его макет.

Фотограф я никакой, и аппаратик у меня простенький. Однако снял я ещё пару-тройку диковин на стоянке, несколько самолётов – заслуженных, как «Антей», или малоизвестных, как Як-30. Чуть-чуть в павильоне поснимал, но это скорее как затравка для материала в журнал.

Альфа Джет

Про пилотаж что сказать… К нашим чудесам мы все уже привыкли. Итальянцы опять, как в прошлый раз, доставили большое удовольствие – очень качественно летают ребята, и плотность строя поразительная. Французы на своих «Альфа Джетах», наоборот, малость разочаровали. Сначала долго делали широкие круги над полем, выпуская в районе зрительской толпы… конечно же, дымы цветов национального флага. Мне наскучило, я пошёл к павильонам. В это время они сделали что-то новое, отличное от кругов: вертикальное расхождение.

Но я уже возвращаться не стал. В общем, подоплёка разницы мне понятна – французские (точнее, франко-германские) «Альфа Джеты» – машины учебно-боевые с уклоном в «боевые»: не знаю, как сейчас, а лет 15 назад в составе ВВС ФРГ было две дивизии, чисто боевых, вооружённых «Альфа Джетами». Хотя начинался самолёт как чисто учебный, это я ещё со времён студенчества помню, когда о нём появилась первая публикация в «Зарубежном военном обозрении».

МВ.339

А итальянские машины – как я помню, в годы начла производства они назывались Макки МВ.339 – они в значительно большей степени учебные, боевая функция у них предлагается только небогатым инозаказчикам. Они куда легче «Альфа Джетов», на них, должно быть, пилотировать вот так, по-спортивному, легче.

Рафаль

Вот что понравилось – это пилотаж «Рафаля». Это машина с очень большими маневренными возможностями, послабее Су-35, но куда сильнее, скажем F-15, которого я наблюдал на прошлом Салоне. Наши предпочитают свою маневренность показывать преимущественно на крайне малых скоростях, а «Рафаль» летал быстро и на очень убедительной скорости показывал очень энергичные манёвры. Я прикинул – время виража у него вполне сравнимо с истребителями Второй мировой, причём с лёгкими истребителями. Перегрузки очень высокие. Кроме того, француз показал и возможности по устойчивости на очень малой скорости – в какой-то момент мне показалось, что у него угол атаки был градусов 55. Это очень круто, поверьте.

Это такая вступительная заметка. Будет настроение, размещу карточки, которые поснимал. Вы, конечно, всё это можете увидеть на других ресурсах, и в лучшем качестве. Но и я не зря ж старался… Заодно узнаете, какие именно машины вызывают у меня ностальгическое чувство. Или другое какое-нибудь. И, может быть, поможете разобраться с тем, с чем я не смог разобраться.

МАКС-2009, сообщение 2

Написать отзыв

CAPTCHA изображение
*